В свое время Византия, столица Римской империи, по праву считалась мировой законодательницей моды и стиля.

К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. Перенесение императором Константином столицы в Византию является одним из важнейших событий всемирной истории в целом и истории искусства в частности.

Среди прочих претендентов на роль будущей столицы самого могущественного государства был выбран греческий город Византий, расположенный на побережье Босфора. Старый город был в значительной мере перестроен и окружён неприступными крепостными стенами. Уже с первых лет своего существования в Византии, которая старалась не только ни в чем не уступать, но даже превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, стали появляться величественные сооружения, для чего в город приглашались самые талантливые архитекторы, скульпторы и художники. Со всей империи в Византию свозились лучшие материалы, драгоценности и произведения искусства. Константин хотел создать столицу империи, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима.

После нескольких лет подготовки, 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу в Византий и назвал город Новым Римом, однако это название не прижилось и еще при жизни императора город стали называть Константинополем (современный Стамбул). Но самым известным именем этого города, пожалуй, является именно Византия - стлолица новой, Византийской империи.

Древний Рим стремительно терял своё величие, в то время как новая столица приобретала все большее и большее значение и вскоре стала центром блестящей цивилизации, распространившейся отсюда дальше на Восток и на Запад.

Император Константин сделал христианство государственной религией и способствовал распространению учения Христа на всей территории Римской империи, за что он почитается некоторыми конфессиями, в частности православной, как святой. Константина можно назвать первым правителем, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Благодаря ему язычество отошло на второй план. По словам Константина, во время очередной войны за территорию, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах римского войска греческие буквы ΧΡ. На следующий день Константин увидел в небе образ креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!». Римляне одержали победу, а Константин стал христианином. Интересно, что официально крещен Константин был только перед самой смертью.

Для укрепления позиций новой государственной религии, во всей империи строится большое количество христианских храмов, самые роскошные и величественные из которых, естественно, возводились именно в столице. Роскошь и великолепие – своеобразный негласный девиз строительства новой империи. На это строительство средств не жалели.

Все эти факторы, несомненно, сыграли важную роль в расцвете византийского искусства, вследствие чего был сформирован новый неповторимый стиль, в котором к античным греко-римским элементам в значительной степни примешивались восточные мотивы.

Характерной чертой византийского искусства является причудливая роскошная узорчатость, изначельно заимствованная у персов. Византийский орнамент состоит из сложных сплетений звериных мотивов, стилизованных растительных побегов, виноградных лоз, трилистников, цветов и различных геометрических фигур.

Искусство Византии распространилось по всей территории Римской империи и далеко за ее пределы, в страны, окружавшие империю, торговавшие с ней и так или иначе попадавшие под ее влияние. Византия оказала огромное влияние и на развитие искусства и культуры Киевской Руси после того, как князь Владимир, сам крещенный в Византии, принес христианство на славянские земли.

Строительные принципы и архитектурный стиль Византии многие века оказывал воздействие на развитие строительного искусства восточных славян.

До принятия христианства и византийского влияния постройки Киевской Руси, в основном, были деревянными и достаточно скромными, как снаружи, так и внутри. С приходом же Византийских традиций, стали возводится более величественные и роскошные строения. Новые здания строились из камня и кирпича, все большее внимание уделялось деталям.

Архитектура становится более возвышенной, с куполами и арками, в отделке широко используются мрамор, барельефы, орнаментальные мозаичные мотивы. Оконные проемы в основном имели арочную полукруглую форму и были украшены бронзовыми решетками или каменными плитами с крупными резными отверстиями. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность и величественный вид.

Интерьер новых зданий продумывался до мелочей и отличался высокой эстетичностью. Колоны и аркады, бордюры и карнизы, фризы и мозаика, фрески и мрамор, инкрустации и резьба, обилие орнаментов – несомненно на жителей того времени новый, невиданной красы стиль производил неизгладимое впечатление. Да и сейчас он мало кого может оставить равнодушным.

Можно с полной уверенностью сказать, что с приходом византийских традиций на нашу территорию впервые проявилось такое явление, как дизайн интерьера. Именно в византийский период чудесным образом встретились логика и функциональность организации пространства с трепетно-эмоциональной эстетикой его оформления.

До сих пор византийский стиль, впоследствии давший начало многим другим стилям в искусстве продолжает восхищать и вдохновлять современных дизайнеров, архитекторов и художников.